Новости

27.4.2009

Выставка Никаса Сафронова в Иркутске

Фото

Сознание Никаса Сафронова

Он приехал в Иркутск поделиться своим творчеством и очень хотел, чтобы в нашем городе осталась его картина. Когда произносят популярное имя – Никас Сафронов, все начинают говорить о его коммерческом творчестве и о том, что он на короткой ноге с президентами, звездами кино и мировыми знаменитостями… 
В его глазах такая же, как на картинах, недосказанность и тайна, и вместе с тем нежная мудрость, тихая умиротворенность и жизненный опыт. Безупречно открытый и располагающий к себе собеседник, и при этом, всемирно известный художник – без пафоса и вычурной интеллигентности поделился своими мыслями. 
Автор: Лидия Крюкова


В детстве мама называла меня Николенька. Это имя связано с моей мамой и монастырем Святого Владимира, в келье которого, на стене я увидел нацарапанное письмо ребенка на ломаном французском. Меня потрясла эта строчка: «Матушка, жизнь моя, матушка. Если вы откроете мое сердце, вы увидите, как на нем начерчено ваше имя. Николенька». 

Я жалею о многих глупостях, которые сделал. Иногда болтал лишнего, не общался с друзьями, которые, наоборот, к этому стремились, ничтожно мало общаюсь с сыновьями, которых у меня трое. Один живет в Австралии, второй в Лондоне, третий учится в Швейцарии. Жалею о том, что не уделял времени своему отцу. 

Но важнее не ошибки, а приобретение опыта. Если ты любил и страдал, ты можешь заставить любить и страдать других. Ты знаешь жизнь, психологию и ты знаешь, какой характер показать на картине. Это очень важно для портретиста и художника. Любой жизненный опыт отражается в шрамах на сердце и необходим для каждого человека. 

Я влюбляюсь обычно с первого взгляда. И испытывал это чувство пять раз в жизни. 

Мне совершенно не важно, как я выгляжу и в каком я возрасте, мне могут нравиться 17-летние и могут не нравится, могут нравиться 40-50 летние женщины, на которых я захочу жениться. 

Как хорошо, что мы любим женщин! Но как мало людей, которые остаются рыцарями для настоящих женщин. Как-то все изменилось в этом мире. Перемешалось.

Женщина для меня – это источник вдохновения. Это состояние влюбленности, благодаря которому я могу писать картины. Женщина – это все! Это общение, близкие отношения, эмоциональный всплеск. Я обожаю беременных женщин, но чтобы не все от меня, конечно. Они ходят как Боженька, как будто за пазухой несут Христа. У меня был приятель, который однажды в рассказе о наших общих знакомых сказал: «У него жена и так страшная, а теперь беременная – так совсем». И мне как раз после этого разговора нужно было зайти к тем друзьям. И когда я пришел, то увидел ее, как Боженька –настолько она была красива! Я не стал больше общаться с тем, кто мне так про нее сказал. Он был необъективен, и я понял, что этот человек не может быть моим другом. 

Они бывают разные. У нее могут быть очень красивые глаза или губы, даже что-то одно, – то, что вызывает волнение. Но прекрасный внешний облик должен быть. Я знаю, что женщина может быть непривлекательной в определенный момент, но может быть красивой завтра, поэтому у меня в мыслях сохраняется именно этот волнующий и прекрасный образ.  

Я разделяю умных, красивых от болтливых и глупых. Однажды я познакомился с женщиной на выставке Дали в Москве – что уже само по себе символично. Я увидел ее и сразу влюбился. Библейское лицо, украинка с еврейской кровью, фантастически начитанная, умная, филолог, но после трех дней общения я хотел ее удушить за ее болтливость. Такое несоответствие стало раздражать. И мы расстались. Через несколько лет мы снова встретились, и мне ее болтовня тогда вдруг показалась щебетом весенних птиц, но через месяц все повторилось. 

Я был женат дважды. Первая – француженка, дочь миллионера и топ-модель, люди от нее с ума сходили. И я решил на ней жениться, но бросил ее через 20 дней после заключения брака. Я понял, что это не мой человек. Вторая – итальянка, взбалмошная, сумасшедшая, из бедной семьи. Но мне понравились ее глаза, я увидел женщину, как будто вышедшую из картины. Мы повенчались, что было большой глупостью с моей стороны. Через 13 лет развелись, прожив в браке всего год.

Меня уже трудно чем-то удивить, но доверительность меня искушает и покоряет.

Мое лучшее произведение – это сын Стефан, который родился в законном браке. Высокий, тонкий, умный смелый голубоглазый блондин. 

Я завидую Леонардо да Винчи. Иногда Микеланджело и Господу Богу, что он сверху на нас, «подлецов», смотрит.

Восприятие моих картин зависит от подготовки людей – правильно выставленный свет, атрибутика, подача. Благодаря этому некоторые продают ужасные картины, не имеющие ценности для искусства, за большие деньги. 

Мастер-классы я даю бесплатно, хотя если за это предлагают приличные деньги, не отказываюсь. 

Я неправильно преподношу себя миру, я слишком доступен, слишком прост, а мир требует эксклюзив. Однажды, прогуливаясь по Невскому проспекту и дав тысячный автограф, я понял, что моя популярность огромна, а отношение ко мне посредственное. 

Но гениальность ведь не в популярности. Она идет от техники, мастерства, работы. Хотя, одна история – это гениальность раскрутки, пиара, а совершенно другая – гениальность в творчестве. Искусство здесь важнее, а все остальное можно создать. 

Журналисты – это достойные крупицы в моем бриллианте славы. Каждый из них поработал над созданием популярности Никаса Сафронова. 

Человека заставляет интересоваться моим творчеством метафора… тайна… некая недосказанность.

Я не искажаю реальность, когда я пишу картины, то показываю людей в их лучший период – лучшие качества и состояние. Каждый находит свое. Кто-то показывает и достает худшее, а я – лучшее. Ведь я заряжен позитивом. 


Открыть исходное изображение в новом окне